+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Что есть витраж » Западноевропейские витражи XV-XX веков

Коллекция витражей XV-XX веков


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В апреле 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

XV век: отход от линейных изображений

Витражное искусство развивается в рамках общего художественного процесса. Итальянские мастера XV века ищут способы передавать объемность форм и пространственные ощущения на своих полотнах, эти же принципы пытаются внедрить по всей Европе и в витражном искусстве. Примером такой работы являются окна с цветным стеклом часовни Бессерер в немецком городе Ульм Минстере, созданные в 1430-е годы Гансом Акером.

Для витражного искусства XV век ознаменовался изобретением новых технологий и материалов. В частности, появился новый краситель, названный серебряная потрава, который давал возможность работать краской сразу по поверхности художественного стекла и получать при этом яркие, насыщенные желтые, охристые, оранжевые оттенки. От такого цветового всплеска витражи буквально преобразились и по колориту и по настроению.

XVI век – расцвет витражного искусства

Витражная нишаВ первой половине XVI века витражное искусство Средневековья переживает один из своих расцветов. В это время художники, занимающиеся витражами, развивают идеи, предложенные великими итальянцами: Рафаэлем, да Винчи и Микеланджело. Гуманистическое начало, отразившееся в стремлении совместить божественное начало с человеческой духовностью, было внесено и в витражи. Показательно, что цветное стекло переносится из храмов и в частные дома, и в общественные заведения, становясь светским украшением.

Влияет гуманизация и на содержание витражных изображений: окна начинают украшать не только библейские сцены, но и исторические факты и личности, военные сюжеты, сцены заключения брачных союзов, изображения гербов, царственных особ и т.п.

Не стоят на месте технологии: они позволили делать витражные стекла более крупных размеров, а также увеличить их прозрачность и чистоту цвета. Заметным достижением стало изобретение красной гематитовой протравки и использование ее наряду с серебряной. В частности, ее активно применял в своих работах Энгран, принц Бове. Вместе со своими братьями он создавал оригинальные витражи, композиция которых часто строилась на эффекте золочения с помощью серебряной протравки. Например, в соборе святого Этьена в Бове мастер использует серебряную протравку при работе над художественным стеклом окна «Дерево Иессея».

В данный период господствует разнообразие в технологиях и материалах. Применялись не только цветные стекла, хотя они, конечно, были доминирующим технологическим элементом, но и травление, роспись непрозрачной эмалью, пескоструйная обработка, использование слоистого стекла и т.п. Новые методы позволяли достигать самых сложных визуальных эффектов.

Увеличиваются размеры витражных окон, они становятся поистине гигантскими. Таковы два витражных окна Брюссельского собора, одно из которых является работой фламандского живописца Бернард ван Орли. Предметом изображения на нем выступает император Карл V, над которым возвышается триумфальная арка. Фон глубокого синего цвета символически дает отсылки к божественному началу. Это показательно, так как аллегоричность – один из принципов выбора художественных средств в этот период.

Вообще в XVI веке именно фламандские стеклоделы занимают в витражном искусстве наиболее значительное место. Их приглашают во все страны Европы.

Создателями своего неповторимого стиля стали и нидерландские мастера Дирк и Вутер Крабеты. Великолепным примером их работы стала композиция «Изгнание Илиодора из храма» в церкви святого Иоанна в городе Гоуда.

XVII век: старое разрушается, новое не создается

XVII век – период упадка витражного искусства. Развитие его прекратилось, новых значительных работ не создавалось вплоть до середины XVII I века в связи с исторической ситуацией, которая характеризовалась протестантской Реформацией и сопротивлением католической церкви. В этот период такие легкие формы, как витражи, для церкви были неактуальны. Кроме того, в Тридцатилетнюю войну, которая продолжалась с 1618 по 1648 годы, в Германии были разрушены города, являвшиеся центрами производства цветного стекла.

Наступившая в XVII I веке эпоха Просвещения также не способствовала развитию витражей и художественного стекла, ведь религиозность и возвышенность этого искусства были не востребованы в рамках идеологического направления утверждения прав человека, осознавшего свои возможности в отрыве от религиозных догм.

Политическая ситуация сложилась так, что новые витражи больше не создавались. Более того, в результате различных социальных потрясений, ярким примером которых стала Великая Французская революция, было уничтожено многое из наследия Средневековья. Например, окна аббата Сугерия в апсиде Сен-Дени утрачены именно в этот период.

Столь печальное положение дел было характерно для всей Европы. Однако в Англии, где политическая ситуация была более спокойной, витражное искусство чувствует себя несколько комфортнее. Его развивают достаточно заметные художники, среди которых можно назвать, например, сэра Джошуа Рейнольдса.

Неоготика в витраже

С конца XVIII века под влиянием активного развития промышленности в искусстве начинает возрождаться готика. Работа идет не только по пути создания новых произведений, но и в направлении реставрации средневековых образцов. Так, благодаря мастерам этого периода мы можем наслаждаться видами восстановленных готических медальонов Кентерберийского собора.

В этот период появляется категория зажиточных людей, которые готовы платить за такое сложное и дорогое искусство, как витраж. Художники украшают их дома цветными окнами, с самыми разными тематическими изображениями. Например, модно было увековечивать память близких и родственников хозяев именно в стекле.

Наиболее яркими представителями неоготики были А.У. Пуджин, Джон Раскин, Уильям Моррис. Художники трудятся не в одиночку, а создают промышленные компании по производству витражей. Возникают такие фирмы, как лондонская «Моррис и К», парижская «Л'Ар Нуво Бинг».

Разумеется, искусство не могло стоять на месте и после того, как готические ценности были возвращены, следующим шагом стало дальнейшее развитие витража. Прежде всего, витраж стал неотъемлемой частью светского дизайна и архитектуры. Конец XIX века ознаменовался стремлением объединить все направления декорирования помещения в один неразделимый сплав. Здание теперь осмысляется как абсолютное произведение искусства. Витражи нашли свое законное место среди остальных элементов дизайна интерьера (от обоев и драпировок до мебели и столового серебра). Желая объединить красоту и функциональность, дизайнеры нового поколения берут цветное стекло на вооружение. В этот период обнаруживается огромный функциональный ресурс этого вида искусства.

Место витража в искусстве Модерна

Особое место витражи заняли в стиле Модерн (его другое название Арт Нуво). В его рамках художники изображают явления, связанные с миром воображения, орнаменты, мифологические мотивы, экзотические растения, бабочек и стрекоз и т.п.

Шотландские дизайнеры Чарльза Рени Макинтош и Маргарет Макдональд Макинтош (супруги) прославились особой тематикой изображений: растительные мотивы сочетаются на них с стилизованно вытянутыми фигурами людей.

Джон Ла Фарж продвинул витражное искусство тем, что стремился достичь пространственных ощущений на витражах, он работал над сложными сочетаниями цветов. Ла Фарж запатентовал переливчатое стекло и непрерывно экспериментировал с сочетанием разнообразных видов этого материала. Его визитной карточкой является стекло с вкраплением самых неожиданных элементов: от драгоценных камней до бутылочных осколков.

Начало XX века дало миру целую плеяду мастеров, которые значительно продвинули витражное искусство: Тео ван Дусбюрг и Пит Мондриан в Дании, Пауль Клее и Йозеф Альберс в Германии и т.п.

Послевоенная Европа с новыми силами принялась за строительство, и в этот момент поднятия творческого духа витражи просто не могли оказаться невостребованными. Витражисты переключаются на новые стилевые направления: экспрессионизм, абстракционизм, поп-арта и т.п.

Мастера и художники студии "Стеклосфера" (Москва) изготовят витражи в любых стилях и техниках. Возможно изготовление витражей как по вашим эскизам, так и по готовым рисункам.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"