+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12

Пять возрастов стекла


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В апреле 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

Термин «возрасты стекла» определяет разные этапы его развития: с момента изобретения в древности и до сегодняшнего дня. Появившись еще на заре человечества, стекло прошло долгий путь от самых элементарных форм до сложнейших по технологии, свойствам и выразительности объектов.

Изобретение стекла и освоение технологий его обработки

Освоение стекла начиналось с простейших бытовых предметов, украшений и элементов, использовавшихся на охоте (например, наконечников для стрел). Скорее всего, люди научились получать этот материал случайно, заметив, что при нагревании песок плавится и застывает, становясь гладким, полупрозрачным, обтекаемым и прочным. Конечно, материал с такими привлекательными свойствами не мог не обратить на себя внимания. Поэтому первые археологические находки относятся уже к третьему тысячелетию до нашей эры. В те времена в Египте уже довольно искусно изготавливали стеклянные предметы. Наиболее ценные образцы обладали высокой плотностью, не содержали никаких посторонних включений, а показатель преломления в них был 1.515.

Однако в этот период технологии стеклоделия, конечно, были весьма примитивны. Проблема прежде всего заключалась в неумении достигать высоких температур. В связи с этим то небольшое количество стекла, которое удавалось получить, было не проваренным и не слишком прозрачным. Ремесленники работали с помощью примитивных форм, они прибегали к ручной лепке, используя камни.

Начало нашей эры совпало с освоением новых технологий: люди научились выдувать стекло, оно стало получаться прозрачным, появилась возможность изготавливать изделия крупных размеров. Именно с момента освоения технологии выдувания стекла начинается первый период подъема стеклоделия.

От Рима до Готики

Изначально наибольшее развитие производство стекла получило в Древнем Риме. Ремесленники развивают и совершенствуют изготовление стеклянных сосудов. Некоторые из них до сих пор хранятся в музеях мира как образцы мастерства древних стеклоделов. Именно в Римской Империи стекло начали впервые использовать для остекления окон. Позднее, в Византии, появилось цветное непрозрачное стекло – смальта. Из смальты делали мозаику, которой выкладывали замечательные картины.

В течение столетий знания и умения мастеров постепенно накапливались, производство стекла развивалось в разных странах мира: в Риме, в Византии, в Сирии, на Руси, в Европе, в Средиземноморье.

ВитражВершиной стеклоделия стало использование стекла в архитектурных формах в виде витражей. Наибольшего подъема витражное искусство достигает в эпоху готики. Сотрудники московской студии "Стеклосфера" напоминают, что в этот период огромными витражами из цветного стекла украшались не только соборы, но и светские здания. Например, в конце XVI века архитектором Робертом Смитсоном был построен Хардвик Холл, славившийся тем, что стеклянные поверхности доминировали в его архитектуре.

Листовое стекло в оранжереях и небоскребах

Новый расцвет стеклоделия и витражного искусства стал возможен благодаря возросшей с XVI века популярности зимних садов. Теплицы и оранжереи, предназначенные для защиты экзотических растений от холодов, изначально воспринимались как подсобные помещения, не занимавшие сколько-нибудь заметного места в архитектуре. Однако постепенно их роль переосмысляется, из обычных пристроек они превращаются в сооружения, имеющие самостоятельное художественное значение.

Примеров изысканной архитектуры зимних садов сохранилось множество. Так, в 1945 году в лондонском ботаническом саду Кью возводят павильон Палм Хаус. Металлург Ричард Тернер и архитектор Децимус Бартон впервые ввели в подобное крупное сооружение кованую сталь. Совместная работа архитектора и технолога значительно расширили возможности в выращивании теплолюбивых тропических растений. Впоследствии оранжерея стала центральным сооружением комплекса сада.

В качестве несомненных достижений эпохи стоит отметить грандиозные оранжереи, украшающие Сад растений парижского Музея естественной истории. И конечно, нельзя не упомянуть Хрустальный дворец, построенный в 1851 году в Лондоне. Это здание отличается синтезом многих технологических и промышленных достижений человечества. Создателем лондонского шедевра из стекла и бетона является Джозеф Пэкстон, вдохновившийся парижским Садом растений. Это первое здание, которое построено в стиле модерн.

Показательно, что Пэкстон не имел образования архитектора. Этот человек был садовником и обладал большим опытом практической работы с оранжереями. Модульные конструкции и стекло, которые по идее Пакстона должны были значительно сократить сроки строительства и произвести неизгладимое впечатление на посетителей выставки, оправдали надежды создателя. Впоследствии подобные сооружения неоднократно строились в разных частях света с неизменным успехом.

В Соединенных Штатах второй возраст стекла ознаменовался строительством небоскребов. Этому процессу благоприятствовала и сама судьба. Так, в Чикаго в 1871 году произошел грандиозный пожар. Восстанавливая после него пострадавшие районы, архитекторы привнесли в его облик высотки на стальном или чугунном каркасе. Остекление занимало весь фасад зданий.

Конечно, все эти достижения в области архитектуры были бы немыслимы без изобретения технологии получения листового стекла, которое имело место в 1687 году во Франции. Уже в 1693 году первый министр Людовика XIV Кольбер наряду с множеством других мануфактур учредил Королевскую зеркальную мануфактуру. Располагалась она во дворце Сен-Гобен в Пикардии. Это событие дало толчок к промышленному развитию листового стекла, что через двести лет, как мы видим, принесло свои плоды.

Стекло как материал эпохи модерна

Стекло наилучшим образом воплощало новое, принятое в искусстве модерна восприятие мира, в котором продвигалась идея легкости и воздушности. Поэтому не удивительно, что востребованность его росла. Развитие художественного стекла в начале ХХ века в наибольшей степени влияет на архитектуру Европы, в частности, Германии.

Значительное влияние оказали на эволюцию применения стекла работы немецких теоретиков искусства. В частности, в 1914 году был выпущен манифест «Стеклянная архитектура». Его автор, немец Пауль Ширбарт, был писателем-фантастом, что наложило отпечаток на его видение стекла. При этом он также тесно сотрудничал с архитектором Бруно Таута и даже писал стихи о стекле.

Тауту благодаря этому творческому тандему получил мировую известность. Фантазии Ширбарта были воплощены в его проекте «Стеклянного дома» для павильона стеклянной промышленности Германии на кельнской выставке. Полностью прозрачный павильон имел интересный купол необычной формы, выложенный цветным стеклом. К сожалению, это творение не сохранилось: в 1945 году при освобождении Берлина строение было разрушено.

Огромный вклад в развитие стеклянной архитектуры внесли работы архитекторов Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ в Берлине. Можно без преувеличения сказать, что они заложили основу для нового осмысления стекла в архитектуре.

Вклад Америки в развитие стекла во второй половине ХХ века

Послевоенный период развития стекла отличался тем, что вкусы начинает диктовать американская архитектура. Именно из-за океана в Европу пришли технологии навесных систем, плоских наружных облицовок и т.п. Эти строительные решения не отличались выразительностью и яркостью, но зато были функциональны, что позволяло контролировать климатические условия внутри здания, например, кондиционирование воздуха. На фоне этих разработок стекло отошло далеко на второй план, обесценилось.

И такое положение сохранялось вплоть до 80-х годов ХХ века, когда начался новый расцвет художественного стекла и повышение его роли в архитектуре. Конечно, это стало возможным только благодаря накопленному за предшествующие десятилетия опыту архитекторов, технологов и дизайнеров.

По мнению художников витражной студии "Стеклосфера" (г. Москва), важнейшим этапом в развитии стекла явилось изобретение Аластером Пилкингтоном флоат-стекла в 50-е годы. Сегодня флоат-процесс является доминирующим способом производства стекла в мире. Эта прогрессивная технология позволяет производить идеально ровное прозрачное или тонированное стекло. Также флоат-стекло может иметь функциональные покрытия, это востребовано в строительстве и автопроме. Технология постоянно совершенствуется: так, если изначально можно было производить стекло от 6 мм толщиной, то на современный момент этот показатель уже колеблется в рамках 0.4- 25 мм.

Также американские ученые впервые разработали умные остекленные фасады, способные аккумулировать солнечную энергию. Здесь на первый план вышли энергосберегающие идеи, актуальность которых во второй половине ХХ века трудно переоценить. Изобретатели использовали способность стекла отлично пропускать коротковолновое излучение, в виде которого к нам поступает солнечная энергия. Когда предмет нагревается, то часть тепловой энергии уходит обратно в окружающую среду, но эта энергия уже отдается в виде длинноволнового излучения, а его стекло пропускает очень незначительно. Такие свойства стекла делают его более чем подходящим для аккумулирования тепла. Собственно, все теплицы и парники, которые, как мы видели, издавна использовались людьми, работают именно по этому принципу.

Дома с остекленными фасадами пассивного солнечного отопления полностью снабжаются энергией солнца, не требуя дополнительных источников энергообеспечения. Это важнейшее изобретение было подготовлено работой целого поколения талантливых архитекторов и технологов Америки.

Умная стена и дальнейшие перспективы стекла

Сегодня практически все материалы стремительно развиваются. Не является исключением и стекло, развитие которого идет по пути наделения стекла интеллектом. У современных умных стекол свойства меняются легким нажатием кнопки на пульте. Можно варьировать степень прозрачности, теплопроводность и т.п. Отдельная тема – разработка огнеупорного и противоударного стекла.

Опыт показывает, что уже сделанные в данном направлении шаги через полвека могут принести плоды, которые сегодня трудно даже представить. Стеклянная навесная стена начинает становиться многофункциональной, и обретает все новые возможности.

Майкл Виггинтон.  “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d’aujourd’hui.

Предлагаем Вашему вниманию примеры витражей, выполненных по технологии фьюзинг >>.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"