+7 (495) 739-62-97
+7 (985) 783-17-17
+7 (903) 130-69-65Обратный звонок Мы в Instagram
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Виды витражей » Витражи готической эпохи

Готические витражи


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В октябре 2017 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

Зародившись в более раннее время, своего расцвета витражи достигли именно в эпоху Готики. Готика в архитектуре надолго определила все возрастающую роль витража и привела к его утверждению как главного декоративного средства средневековых соборов.

Предпосылки развития витражного искусства

Готический витраж в виде образаДо XII века витражи уже использовались для украшения храмов, но их можно было видеть очень редко, они не были распространены повсеместно. Именно в эпоху Готики это искусство начало активно развиваться, что было не случайно. Существовал ряд технологических и мировоззренческих предпосылок, которые изначально определили этот процесс.

1. Каркасная основа храмов

В более ранние эпохи в христианских храмах основным украшением служили фрески. Они располагались на потолочных сводах и на стенах. Окна были узкими и невыразительными. Готика в архитектуре началась с того, что был придуман способ возводить здания на каркасной основе, не используя стены в качестве единственной опоры. Благодаря этому изобретению стало возможным уменьшить площадь стен и увеличить площадь окон. Остекление становилось все более значительным, приобретая грандиозный размах. Теперь, когда поверхности стен не могли вместить в себя фрески с изображениями святых, библейских сцен и т.п., их место начали уверенно занимать окна, большая площадь которых располагала к созданию огромных витражных полотен.

Свое главенствующее место в убранстве готического храма витраж занимал постепенно. Примерно в 1100 году монах Теофил пишет трактат об изящных искусствах, и в нем детально описывает процесс работы над цветными стеклами. Содержание трактата свидетельствует о достаточной их распространенности по всей Европе и сравнительно высоком уровне технологий их изготовления на этот период. В то же время окна в храмах в начале XII века оставались еще сравнительно небольшого размера, поэтому витражи не могли занять значительное место в декоре помещений. В имеющихся оконных проемах умещались либо единичные фигуры, либо простые по композициям сценки. Последующее увеличение окон стало основным толчком к усложнению изображений и привело в итоге к доминированию витражей во внутреннем убранстве храмов.

Уже к концу XII века были возведены соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия). Строения имели грандиозные окна, декорированные цветными стеклами со сложными изображениями, которые в совокупности составляли целые повествовательные циклы.

2. Выразительные свойства цветного стекла

Витражные окна преломляли свет таким образом, что в храме создавалась специфическая атмосфера, благоприятствовавшая возвышенному состоянию духа. В культовых зданиях картины из стекла символизировали мир горний, изначально они иллюстрировали житие Иисуса и деяния Апостолов. Входя в храм, наполненный приглушенным переливающимся светом, человек настраивался на нужный лад, приходил в состояние, наиболее подходящее для общения с Богом. Таким образом, вполне закономерным был тот факт, что витражи завоевали прочное место именно в храмах, соборах, церквях, часовнях и т.п.

3. Восприятие света средневековым человеком

Готический витражСвет в сознании средневекового человека был выражением божественной природы, олицетворением самого Бога. Соответственно его игра в витражных полотнах воспринималась как нечто неземное, а окна становились живыми иллюстрациями библейских текстов. Средневековые теологи трактовали художественное стекло как реальное средство для просветления человеческих душ и спасения их от зла.

3. Развитие красочных технологий

В течение всех периодов Готики планомерно изобретаются новые и новые красители и способы их нанесения. Так, если в XII-XIII веках художниками использовались лишь черные и коричневые красители, в XIV веке открывают серебряную потраву, которая дает новый толчок в развитии витражных изображений. Будучи открыта французскими мастерами, серебряная потрава быстро распространилась по всем Европейским странам.

Ранняя готика: стилистические черты и выдающиеся образцы

Тематическая основа витражей XII-XIII веков состоит в основном в иллюстрировании Библейских притч. Однако стоит отметить, что эти сюжеты воплощались своеобразно. В частности, очень популярным был сюжет о блудном сыне. Это понятно, ведь, с одной стороны, церковь была заинтересована в том, чтобы удерживать паству от грехов, а с другой стороны, не менее важной была и идея прощения согрешивших и возвращения их к праведной жизни.

Сюжет о блудном сыне изображен, например, в соборе в Бурже. Художник не сохраняет исторический колорит притчи, а намеренно проводит параллели с современностью. Блудный сын имеет внешность средневекового аристократа. И его одежда, и положение верхом на коне, и одежда, и атрибутика охотника позволяют каждому пришедшему в храм увидеть в изображении личные ассоциации. Сюжет не статичен: серия разноплановых по форме и размеру витражей демонстрируют всю историю от начала до конца. При этом все сцены объединены в общий цикл с помощью декоративного бордюра из пальметок, выступающего в качестве общей для всех изображений рамы.

Витраж позволяет оценить цветовое разнообразие палитры мастеров того времени: красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XIII века. Для изображения фигур используются также желтый, белый, зеленый, разные оттенки фиолетового и т.п. Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие сочетаются с довольно крупными головами, у которых своеобразно выдаются кости черепа.

Святой ЕвстафийВ соборе Шартра обращает на себя внимание витраж «Святой Евстафий», расположенный в проеме окна северного нефа. Персонажи на нем внешне также соотносятся с представителями средневековой знати. В начальной сцене святой Евстафий отправляется на охоту. Изображение вписано в квадрат, который обрамлен бордюром. Явным достижением художника в данной композиции является мастерское изображение одежды: сквозь драпировки отчетливо видно мощное телосложение персонажей.

Особо исследователи отмечают решение складок на драпировках в готических витражах Буржа и Шартра. Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.

Франция была, несомненно, культурным центром Европы, и здесь витражное искусство развивалось наиболее активно. Однако не меньшую популярность оно быстро приобрело и в Англии, а также в немецкоязычных областях, прилегавших к Франции. Так, в английском соборе Кентербери в 1174 году случился большой пожар. После него было принято решение о восстановлении здания и одновременно о его реконструкции. В результате убранство собора пополнилось искусными витражами в стиле "Готика". Они украшают окна нижнего и верхнего яруса. Внизу размещены сюжетные сцены, а вверху все предки Христа. Большое западное окно, выделяющееся из общего ряда размером, украшено фигурой Аминадава, в которой видны все типичные черты ранней готики, в том числе и мягкие складки одежды.

Еще один, по мнению мастеров студии "Стеклосфера", великолепный образец раннего готического витража расположен в немецком городе Фрайбурге-им-Брайсгау. Здесь находится собор, построенный в 1509 году, в который перенесены более ранние работы, по всей вероятности, выполненные до 1218 года. Сюжетной основой произведения явилась библейская цитата с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его». Цикл «Древо Иессея», таким образом, представляет собой родословную Христа. Художником найден очень удачный метафорический образ спящего Иессея: на груди его произрастает древо, на ветвях которого расположены все предки Христа и девы Марии, а вокруг изображены пророки и церковные патриархи.

В швейцарском соборе в Лозанне сохранился грандиозный раннеготический витраж, на котором представлены представления человека того времени о структуре мироздания. Витраж, на котором изображены Земля, Солнце, Луна, знаки Зодиака и 4 главные стихии, украшает окно-розу, расположенную в южном рукаве трансепта. Перечисленные элементы символизируют Вселенную, а ход времени проассоциирован с тем, какие работы свойственно совершать человеку в разные месяцы года. Здесь можно проследить стилистические параллели с образцами из Бурже и Шартра. Так, женская фигура, изображающая зодиакальный знак Девы, отличается наличием, с одной стороны, стройного тела, а с другой, крупной головы с выдающимися костями, как у персонажа притчи о блудном сыне, иллюстрированной в соборе Бурже. Колорит же работы очень похож на «Святого Евстафия» в Шартре.

Франция – законодательница зрелой готики

С 30-х годов XIII века готика начинает меняться. Начало в этих изменениях положили витражи Каронуса, бывшего мэтром де Сен-Шерона, и мастера, работавшие над трансептом в Шартре. Важно отметить, что стилистические нововведения зарождаются не в провинции, а в Париже. Историки предполагают, что художественный прорыв совершился благодаря приезжим столичным скульпторам.

Инновации касались, прежде всего, манеры изображать человеческие фигуры. Зрелой готике были свойственны ее изящные пропорции в сочетании с крупными, четко выделяющимися складками драпировок.

Развитие новых тенденций шло постепенно. Например, анализируя витражи часовни Сент-Шапель в Париже, можно сделать вывод, что здесь трудились как старые мастера, так и молодые художники. Естественно, старики вносили в работу свои навыки и пристрастия к привычному для них стилю ранней готики, а молодые вводили элементы нового стиля.

Художники витражной студии "Стеклосфера" (г. Москва) считают, что наглядно демонстрирует окончательный переход к зрелой готике серия витражей, на которой представлены деяния героини Ветхого завета Есфири. Стройность фигур, изящество их линий свидетельствуют о новом периоде в развитии.

В целом для часовни Сент-Шапель характерно обилие ажурных окон, наличие окон-роз, яркие краски. Все это делает ее великолепным образцом лучистого стиля, который возник во Франции в эту эпоху. Название стилю дали окна-розетки, разделенные множеством лучей на сегменты. Лучистый стиль стал так популярен, что вскоре распространился по всей Европе.

Знаменательна Сент-Шапельская часовня еще и тем, что здесь появился новый тип окон. Высокие, вытянутые стрельчатые проемы требовали от художников решения достаточно сложной задачи – создать в них гармоничную композицию. В данном сооружении решение было основано на делении окон на геометрически правильные поля, в которые и вписывались отдельные сюжетные сцены. В качестве связи между этими сегментами выступал орнамент, заполнявший все свободное пространство, остававшееся в промежутках. Минусом явилась трудность восприятия получившегося множества достаточно мелких сцен.

Предметом изображения нескольких сот изображений является ни много ни мало – вся мировая история от Сотворения Земли. Все библейские события пронизаны параллелями с историей французской монархии. Цель использования этого приема – аллегорически показать французских монархов продолжателями и наследниками ветхозаветных царей. Сцены же с царицей Есфирью аналогичным образом входят в резонанс с жизнью французских королев.

Угловатый стиль и его эволюция в немецкоязычных областях

Раннеготический немецкий витражВ разных странах Европы зрелая готика имела свои особенности развития. Например, в немецкоязычных областях в начале XIII века бытовал «угловатый стиль», получивший свое название из-за наличия в изображениях множества острых углов и резких линейных переходов. Этот стиль брал свое начало из византийского живописного искусства, но в течение последующих нескольких десятилетий он стал постепенно сближаться с французской зрелой готикой.

Примером этих преобразований может служить витраж на западном хоре собора в Наумбурге. Над убранством этого собора работал величайший скульптор того времени. Им были выполнены такие предметы декора, как гробница епископа Дитриха и получившие мировую известность статуи донаторов. Стиль, в котором работал над своими скульптурами Наумбургский мастер, был характерен именно для зрелой готики. Он не мог не повлиять на мастеров, которые переняли у скульптора принципы моделирования фигур. В результате получился сплав угловатого стиля и стиля французской зрелой готики.

Например, фигура святого Себастьяна демонстрирует родство витража с местным угловатым стилем складками драпировок и скрещенным положением ног. В то же время пластика жеста и поза соотносятся с видом статуй донаторов и роднят произведение со зрелой готикой.

На примере витражей Страсбургского храма можно наглядно проследить эволюцию угловатого стиля и его слияние с французской зрелой готикой. Процесс этот проходил в 1250-1275 годах.

Интересна фигура святого Арбогаста, которую можно видеть на третьем окне северной стены. Прежде всего, она демонстрирует новое композиционное решение: поле, в котором находится фигура, обрамлено аркой с балдахином. Святой на пьедестале изображен максимально живо и реалистично. Также вокруг фигуры имеется двойной растительный орнамент. Обращает на себя внимание богатое убранство одежды: драпировки многослойны и сложны, одежда изысканно украшена. Особенностью изображения является также наличие массы индивидуальных черт в лице святого. При этом лицо решено контрастно: глаза, губы, борода и волосы по тону значительно отличаются от кожи.

Интереснейшие витражи находились в церкви доминиканского женского монастыря в Кельне. Ныне это сооружение утрачено, но некоторые произведения из него сохранились. Например, витраж «Святая Гертруда» передан на хранение в Музей Вестфальских земель, а «Библейский витраж» перенесен в собор. В «Святой Гертруде» балдахин дарохранительницы стилистически имеет много общего с таким же элементом на готическом витраже, изображавшем Арбогаста. Фигура Мадонны изящна и тонка. Эти произведения представляют собой свидетельство окончательного перехода к зрелой готике в немецкоязычных областях. В частности, не последним фактором в этом процессе были достаточно тесные связи монахов доминиканского ордена с Францией.

Зрелая готика в Англии

Готический витраж в соборе ТруаВ Англии стилистические изменения, характерные для французской зрелой готики произошли несколько позже, чем во Франции. В первой половине XII века наиболее значимые соборы Англии в Солсбери, Йорке и Линкольне могли похвастаться в основном монохромными орнаментальными витражами, выполненными гризайлью. Крупные складки драпировок и тонкие линии силуэтов стали здесь распространены только в 1270-1280 годах. Французское влияние привело к освоению английскими мастерами композиции с фигурой под балдахином и ажурного окна.

Показателен в этом плане готический витраж 1301-1304 годов, украшающий восточное окно собора в Эксетере. На нем изображена изящная фигура пророка Исайи. В левой руке пророк держит свиток, а правой рукой указывает на него. Во внешнем облике персонажа присутствуют черты, характерные для зрелой готики: крупные складки драпировок и орнамент в синих тонах, состоящий из ромбов. Поле с изображением так же, как в витраже «Святая Гертруда», окружено двойным растительным орнаментом.

XIII век: новые композиционные решения

Появление больших по площади, вытянутых, узких ажурных окон привело к тому, что вписывать в них фигуры и сцены стало сложно. Поэтому, как считают специалисты компании "Стеклосфера", художники-витражисты должны были найти новые подходы в работе над композицией. Первым решением стало деление пространства окон на сегменты. Но вскоре дали о себе знать все минусы такого подхода: изображения было трудно воспринимать, они получались слишком маленькими. Другой вариант решения был связан с непропорциональным удлинением фигур: таковы, например, витражи на центральном окне хора в соборе Амьена. Поначалу такой стилистический ход показался удачным, но отсутствие гармонии пропорций заставило художников искать новые пути. В результате первыми отошли от удлинения фигур мастера, работавшие над «Канониками из Лаоша» (1260 год).

Это событие было связано еще с одним немаловажным фактором: дело в том, что сплошное покрытие стекол краской затрудняло проникновение света в помещение. Бытовавший в это время лучистый стиль отличался обилием деталей, орнаментальностью, красочностью. Чтобы посетитель мог в полной мере ощутить художественное воздействие всех этих черт, в храме необходимо было хорошее освещение. Для его улучшения сначала мастера пошли по пути утончения цветных стекол. Но эта мера не была достаточно эффективной. И следующим шагом стало нововведение, которое решило сразу и проблему освещенности, и проблему построения композиции высоких окон: мастера стали оставлять в окнах большие прозрачные поля, а цветными делали лишь вставки-фигуры и орнаменты.

Первыми ласточками в таком оформлении витражей стали окна коллегиальной церкви Сент-Урбен в Труа и собора в Се. А витражи в аббатстве Сент-Уэн в Руане (1325-1338 годы) представляют собой образцы уже утвердившегося и стандартизированного использования бесцветного стекла. Так, в капеллах деамбулатория использовано прозрачное стекло, которое расположено в виде ромбов. Эти ромбы образуют некое визуальное подобие шпалеры, выступающей лжеопорой для цветного растительного орнамента. Цветная вставка в центре составляет 50% высоты окна. Если рассматривать визуальный образ вставок в целом, то все вместе они образуют полосу, тянущуюся через нижний ярус хора. Стоит отметить, что прозрачный фон был распространен вплоть до середины XIV века.

Зарождение пространственности в готических витражах

Готические витражи XIV века впервые начали демонстрировать зачатки пространственного видения. Свое начало стремление к объемности берет в живописи. Изначально его можно было наблюдать в Италии, но уже в 20-е годы XIV столетия его переняли и парижские художники. А отсюда новое веяние разнеслось по провинциям.

Так, северо-восточное окно центральной капеллы деамбулатория в Руане представляет изображение Девы Марии в момент Благовещения. Характерным элементом композиции является объемный балдахин. В витраже намечается стремление мастеров данного периода к более объемному отображению действительности: используются приемы светотени для прорисовки драпировок в одежде Богоматери, ее лица и рук. В результате создается ощущение, что фигура рельефна, как бы отдельна от стекла. Этому же эффекту способствует и колорит композиции: теплые краски, которыми выполнена фигура, контрастируют с холодными оттенками фона.

Витраж Поклонение волхвовНе трудно увидеть связь между стремлением воплощения объемности в изображениях и достижениями в живописи того времени. Исследователи предполагают, что движение в этом направлении было не случайным и инициировалось за счет участия в работе над витражами в Сент-Уэне приглашенных мастеров из Парижа.

В церкви аббатства в швейцарском городе Кенигсфельдене также можно отметить наличие тенденций к пространственному изображению фигур. Показательна в этом плане фигура Богоматери с младенцем, простирающим руки к пришедшим волхвам с дарами в витраже «Поклонение волхвов». Исследователи подчеркивают также объемность трона, на котором восседает Мария, и попытки изобразить фигуры, которые как бы перекрывают друг друга. Объемность свойственна и трем циклам витражей того же периода в Страсбурге, Эслингене и Кенигсфельде.

Интернациональная готика

Вторая половина XIV столетия ознаменовалась процветанием витражного искусства в немецкоязычных областях. Прага стала центром этого процесса, влияние пражских мастеров коснулось Вены (Австрия), Эрфурта (Восточная Германия), Нюрнберга (Франкония) и т.п. Даже Англия не стала исключением и во многом переняла стилистические и художественные особенности пражского искусства изготовления витражей.

Таким образом, случилось так, что во второй половине XIV столетия Прага начала фигурировать в качестве законодательницы мод в витражном деле наравне с Парижем. К концу века стал заметен процесс диффузии двух поначалу разных направлений, представленных этими городами. Объединившись, они создают единый стиль, который был назван интернациональной готикой.

В качестве выдающегося образца интернациональной готики, мастера студии "Стеклосфера" приводят в пример так называемое Королевское окно в хоре собора в Эвре. Такое громкое название получено из-за его происхождения: собору подарил витраж сам Карл VI. Произведение было создано в Париже примерно в 1390-1400 годах и затем был доставлен в Эвр. Композиция определяется общим полем, разделенным на 4 сегмента. Центральное изображение представлено фигурой монаха, стоящего на коленях под сводом часовни.

Интернациональный стиль можно увидеть и в большом окне ратуши Люнебурга, относящемся к 1410 году. Витраж «Девять великих» отличается светской тематикой: на нем изображены правители, которые на тот период считались образцами доблести и славы. К их числу отнесены среди прочих король Артур и Карл Великий.

Фламандское влияние XV века

Важным этапом в готическом витражном искусстве стало фламандское влияние со стороны станковой живописи, которое активизировалось в XV веке. Один из наиболее показательных в этом плане – витраж Жака Кера. Этот французский купец в 1451 году пожертвовал деньги на декор окна собора в Бурже. Произведение несет на себе заметный отпечаток стиля Яна ван Эйка. В композиционном плане произведение перекликается с эврским, так как состоит из четырех сегментов. Главная сцена представлена двумя из них: один изображает архангела Гавриила в момент, когда он принес Деве Марии благую весть, а второй – саму Богоматерь. Еще два сегмента заняты фигурами святых покровителей донатора и его жены. Витраж выполнялся на основании эскизов фламандского художника, что определило явное присутствие в нем соответствующего влияния.

В этот период центром витражного дела становится Ульм, где ранее художественного стекла не существовало вовсе. Мастера, работавшие в Ульме, ярко демонстрируют знание фламандской живописи. Они применяют в своих изделиях новейшие стилистические достижения фламандцев. Например, в произведениях художника, в 1430-1431 годах работавшего над капеллой рода Бессереров, виден отпечаток влияния Флемальского мастера – Роббера де Кампена.

Еще один пример влияния фламандской живописи на витражное искусство – окна коллегиальной церкви в Мулене. Сооружение начало строиться в 1474 году, а закончено строительство было лишь в XIX веке, но окна остеклили уже в 1480 году, поэтому до нас дошел замечательный готический витраж того времени «Распятие». Стиль этого произведения сближается с манерой фламандского художника Хуго ван дер Гуса.

В Германии фламандское влияние продвигает Петер Геммель и его мастерская в Андлау. Работы этого художника были настолько популярны, и заказов было так много, что очень быстро его мастерская разрослась, объединив в себе еще четыре других мастерских. Одной из наиболее выдающихся работ Геммеля стал витражный цикл капеллы семейства Фольккамеров в хоре церкви Санкт-Лоренц в Нюрнберге, созданный в 1481 году. Центральной сценой цикла является витраж «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины», характеризующийся особой изящностью фигур. Это, по мнению художников студии "Стеклосфера", один из величайших образцов поздней Готики.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (495) 739-62-97
+7 (985) 783-17-17
+7 (903) 130-69-65

Схема проезда...
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2017 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"